Nota RE |
Подписка на Boosty от 29 руб
Техника игры на фортепиано
для начинающих пианистов

ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО
ПИАНИСТА

Занимайтесь вместе со мной

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |
Недели 2025 г.
Давайте учиться вместе!

Я начала учиться играть на фортепиано с нуля летом 2023 года. Каждую неделю я занимаюсь самостоятельно и с преподавателем. Обычно у меня два урока в неделю - практический за инструментом (живые уроки в музыкальном классе с преподавателем) и теоретический (онлайн урок по сольфеджио, теории или гармонии). Каждую неделю я занимаюсь самостоятельно в среднем от 2 до 5 часов. Но, как у любого взрослого работающего человека, график занятий нестабильный. Бывает, что за неделю удается поиграть 20-30 минут, а бывает и каждый день по 3 часа. Поэтому прогресс и освоение новых навыков происходит рывками.
Последние полгода я активно занимаюсь ведением канала, времени не хватает, поэтому почти не двигаюсь вперёд.

У меня два пианино: цифровое Rolland и акустическое Zimmermann. Я занимаюсь обычно на акустике и считаю, что и над техникой, и над звуком, если есть возможность, лучше работать на акустическом пианино.

У каждого из нас разные исходные данные: склад ума, тип мышления, доминирующий вид памяти, координация, физические данные и конечно же, разное количество времени, которое мы можем уделять занятиям, поэтому никогда не сравнивайте свой результат с другими начинающими взрослыми, ориентируясь только на общее количество месяцев или лет, которые человек посвятил обучению. Слишком много факторов, влияющих на результат. Сравнивайте себя с самим собой - месяц назад, полгода назад, год назад и всегда хвалите. Если вы хоть чуточку продвинулись вперед - вы молодцы!

В этом разделе буду выкладывать задания, которые я получаю от преподавателей и буду делиться упражнениями, над которыми работаю самостоятельно в течение недели. Возможно, для кого-то это станет хорошим подспорьем в планировании собственных занятий.
В чате в Телеграме вы можете задавать вопросы, я всегда с радостью всем отвечаю, делиться своими упражнениями, сайтами или книгами, которые помогают вам в обучении.

Учитесь с удовольствием!

МАРТ 2025
  1. Тональность До-диез минор. Гамма в натуральном, гармоническом и мелодическом виде. Аккорды, короткое и длинное арпеджио.
  2. Тональность Си-бемоль мажор. Гамма в натуральном, гармоническом и мелодическом виде
  3. Читаю с листа сборник Б. Поливоды 1-2 Класс, Милич, Школа игры на фортепиано Николаева.
  4. Гармония: Абызова. Четырехголосное изложение трезвучий. Соединение трезвучий гармоническим и мелодическим способом.
  5. Этюд Черни №43 "Избранные этюды под ред. Гермера" Выучен и отработан в среднем темпе. Работаю над четкостью, ровностью, динамикой.
  6. "Баба Яга" из Детского альбома П.И. Чайковского. Ноты выучены, работаю над закреплением . Отрабатываю каждую руку отдельно. Играю двумя руками в очень медленном темпе.
  7. "Сладкая Грёза" из Детского альбома П.И. Чайковского.
24-30 марта (13-я неделя)
Сладкая Грёза, П. Чайковский
МАРТ 2025
  1. Тональность Фа-диез минор. Гамма в натуральном, гармоническом и мелодическом виде. Гамма в терцию, дециму и сексту. Расходящаяся гамма.
  2. Аккорды Фа-диез минор
  3. Короткое и длинное арпеджио Фа-диез минор
  4. Тональность До-диез минор. Гамма в натуральном, гармоническом и мелодическом виде.
  5. Расходящаяся хроматическая гамма на 4 октавы
  6. Наизусть. Королькова "Альбом ученика-пианиста", 1 класс пьеса №27 "Храбрый кот". На разучивание и тренировку 20-30 мин. Одно-два проигрывания на уроке.
  7. Читаю с листа сборник Б. Поливоды 1-2 Класс, Начинающему пианисту и Б. Милича 1 класс, Фортепиано.
  8. Гамма До мажор с весом руки медленно.
  9. Гамма До мажор быстрыми четверками, развиваю скорость и точность.
  10. Этюд Черни №17 "50 избранных этюдов под редакцией Гермера". Доучен, отработан, играю без ошибок 5-7 раз из 10. Нужно еще работать над ровностью, отсчитывать ритм и следить за звуком, но оставляем, берём следующий этюд.
  11. Сольфеджио, поем и дирижируем с листа упражнения, Калмыков-Фридкин "Чтение с листа. Одноголосие".
  12. Сольфеджио, поем гаммы, трезвучия, тритоны.
  13. Начала учить этюд Черни №43 "Избранные этюды под ред. Гермера" (половина нотного текста выучена).
  14. Начала учить "Баба Яга" из Детского альбома П.И. Чайковского (1/3 нотного текста выучена)
  15. Пьеса "Сладкая Грёза" из Детского альбома П.И. Чайковского полностью выучена, играю без ошибок довольно стабильно, но еще много работы над звуком, продолжаю учить и отрабатывать динамическую картину.
  16. Ганон 11, 12 , 13, 14
3-9 марта (10-я неделя)
Этюд К. Черни 17
ФЕВРАЛЬ 2025
  1. Тональность Ми-бемоль мажор. Гамму хорошо знаю. Проучиваю медленно, обращая внимание на ровный звук, плавное легато, быстрый перенос пальцев и подкладывание первого пальца, на синхронность.
  2. Разбираю аппликатуру для аккордов, короткого арпеджио и длинного арпеджио. Проучиваю всё отдельно каждой рукой медленно, отдельно вверх, отдельно вниз, соединяя каждое созвучие со следующим.
  3. Наизусть. Королькова "Альбом ученика-пианиста", 1 класс пьеса №38 "Кукла спит", №40 Этюд Л.Шитте. Отдельно учу каждую руку. Играю под счет вслух. Играю пропевая ноты. На разучивание и закрепление ушло не больше часа. На следующий уже играю без ошибок и пьесу, и этюд по 4-5 раз подряд, это гораздо чище и стабильнее, чем любые пьесы, выученные ранее. Идея наработать технику и воспитать руки на простых пьесах, кажется, рабочая.
  4. Играю выразительно, художественно Снежинки и Русскую песню. (№19 и 21)
  5. Читаю с листа сборник Ю.Барахтиной "Музицирование для детей и взрослых" 1 выпуск.
  6. Гамма До мажор 200 раз - с постепенным наращиванием темпа под метроном.
  7. Наизусть вторая часть этюда Черни №17 "50 избранных этюдов под редакцией Гермера". Целиком без ошибок пока не получается, обязательно где-нибудь спотыкаюсь.
  8. Читаю Нейгауза.
  9. Смотрю мастер-классы Н. Лемешкиной.
  10. Изучаю: Вахромеев, Теория музыки, глава 6: Интервалы. Характерные интервалы. Устойчивые и неустойчивые интервалы.
3-9 фев (6-я неделя)
ЯНВАРЬ 2025
  1. Продолжила отрабатывать гамму (натуральный, гармонический и мелодический вид) Ми минор, аккорды, короткое и длинное арпеджио. Исправила ошибки, проучила получше аккорды, добавила скорости.
  2. Наизусть: песенка "Снежинки" №19 и Русская песня №21, Альбом ученика-пианиста, Королькова, 1 класс.
  3. Чтение с листа Фортепианная техника, 1 класс
  4. Тренировка чтения нот басового ключа.
27 янв - 2 фев (5-я неделя)
  1. Гамма Ми минор натурального вида в прямом движении на 4 октавы.
  2. Гамма Ми минор в гармоническом виде.
  3. Гамма Ми минор в мелодическом виде.
  4. Длинное арпеджио Ми минор.
  5. Короткое арпеджио Ми минор.
  6. Ломанное арпеджио Ми минор.
  7. Аккорды Ми минор.
  8. Гамма До мажор в расходящемся виде
  9. Хроматическая гамма в расходящемся виде.
  10. Пьеса "Кузнец" на стаккато, №26, Альбом ученика-пианиста, Королькова, 1 класс.
  11. Пьеса "В мечтах", №4, Альбом ученика пианиста, 4 класс.
  12. Этюд Черни "Избранные этюды под редакцией Гермера" №17.
  13. Прочитала книгу А. Житинской "От нуля до музыканта".
  14. Вторая половина рабочей тетради по Сольфеджио, Калининой за 2 класс.
20-26 янв (4-я неделя)
  1. Гамма Ми минор натурального вида в прямом движении на 4 октавы. Работа над звуком, добиваюсь плавного певучего звука, чтобы отдельные ноты не пропадали и не выкрикивали, чтобы мелодическая линия не прерывалась после подкладывания первого пальца (обычно в этом месте проблема). Играю сначала медленно, отдельно каждой рукой по 5-8 раз отрабатывая движение только вверх, затем только вниз, тщательно слежу за тем, как я перебрасываю пальцы и как подкладываю первый. Слежу за тем, чтобы при взятии каждой следующей ноты пальцы уже были готовы к следующим, думаю вперед, готовлю пальцы. Слушаю звук. Дополнительно играю проговаривая ноты (знаки альтерации опускаю, называю основные ступени по порядку).
  2. Затем играю в быстром темпе. Обычно беру 2 или 3 октавы, чтобы не тянуться влево и вправо, а сидеть ровно по центру. Частая проблема в быстром темпе - рассинхронизация в левой и правой руке в самом верху. В быстром темпе - 50 раз подряд без остановки.
  3. Играю гамму под метроном. Замечаю, что вверху всегда пытаюсь обогнать метроном. Не держу ровный ритм на протяжении всего упражнения.
  4. Гамма Ми минор в гармоническом виде. Все те же самые задачи. Играю на 2, на 3, на 4 октавы, отдельно каждой рукой медленно, затем быстро. Затем двумя руками медленно, затем двумя руками быстро. Отдельно прохожу по по 10-15 раз только движение вверх двумя руками в быстром темпе, и только движение вниз в быстром темпе.
  5. Гамма Ми минор в мелодическом виде. Отдельно много раз повторяю последнюю октаву вверх и движение вниз, так как там идет смена знаков при ключе. Голова и пальцы не успевают сообразить, делаю остановки. Такая же проблема в упражнениях Ганона. При развороте не успеваешь быстро переключиться на другой рисунок и аппликатуру. Работаем.
  6. Три вида гаммы подряд без паузы на 3 октавы - натуральный, гармонический, мелодический вид. В быстром темпе все время сбиваюсь, не успеваю перестроиться. Повторяю раз 10-15.
  7. Длинное арпеджио Ми минор. Отрабатываю плавное соединение звуков в единую линию. В уроках я говорила, что можно не соединять. Новый преподаватель говорит, что соединять нужно. Поэтому теперь работаю над соединением. Играю приемами с остановками и быстрым переносом пальцев на следующие клавиши. Отрабатываю каждой рукой движение только вверх и только вниз медленно. Затем быстрее вверх и вниз. Затем медленно двумя руками, пока не получится плавный звук не ускоряюсь.
  8. Короткое арпеджио Ми минор. Разбираю аппликатуру. (Сборник Ширинской). Учу новой постановкой руки отдельно каждую руку. Пока не соединяю. Еще пару дней играю поиграю отдельно. Учу тремя приемами для отработки арпеджио: с остановкой на первой ноте, с остановкой на последней (нужно успеть подготовить пальцы к следующей комбинации). С пунктирным ритмом. Слежу за звуком, чтобы каждые две ноты были плавно соединены без явных акцентов или провалов по звуку.
  9. Ломанное арпеджио Ми минор. Начала разучивать. Привыкаю к рисунку. Руки не соединяю. Играю медленно, проговариваю ноты.
  10. Аккорды Ми минор. Трезвучие и обращения. Разучиваю. Проучиваю разными приемами. Каждую руку отдельно. Двумя руками на 1, 2, 3 октавы. По много раз повторяю по два соседних аккорда, чтобы руки привыкли к переносу и смене аппликатуры. Слежу за тем, чтобы руки не напрягались и пальцы не превращались в "краба", когда берут аккорд.
  11. Гамма До мажор в расходящемся виде в среднем темпе - 30 раз на 4 октавы без остановки. Слежу за тем, чтобы не возникало напряжение. Под счет вслух. Через каждые 5-7 повторов сбиваюсь. Стараюсь не останавливаться, а продолжать с того же места, подобрав нужные пальцы на клавишах, на которых сбилась. Задача добиться стабильности, ровного звука, ровного темпа, протяженности мысли. Заранее думаю, где я обычно ошибаюсь, спотыкаюсь, стараюсь концентрировать внимание на этих местах. Играю без динамики, без акцентов, просто ровно. Иногда под счет, если чувствую, что начинаю ускоряться.
  12. Хроматическая гамма в расходящемся виде. Пока получается только на 1 октаву без ошибок. На две октавы каждый второй раз с ошибками. На второй октаве в расходящемся движении, когда перестаю удерживать взгляд на обеих руках, все время сбиваюсь. Слежу за левой, правую пытаюсь играть мысленно представляя по каким клавишам она идет. Раз 30 прохожу. В ровном темпе. Пунктирным ритмом. Ритмом по 2 длинных 4 коротких ноты.
  13. Пьеса "Кузнец" на стаккато, №26, Альбом ученика-пианиста, Королькова, 1 класс. Учу наизусть. На разучивание уходит 10-15 минут. Задача добиться в пьесе абсолютно стабильного исполнения без ошибок, правильной указанной аппликатурой, исполнив все динамические указания и штрихи, идеально выдержав все длительности. Играю без нот раз 15-20. Играю под метроном. Играю пропевая ноты левой и затем правой руки. Играю под счет вслух. Играю глядя с закрытыми глазами. На стаккато - не глядя всё время промахиваюсь.
  14. Пьеса "В мечтах", №4, Альбом ученика пианиста, 4 класс. 2 строчки - разучивание текста. Отработка отдельно левой и правой руки с правильным звукоизвлечением. Нотный текст простой, координационно довольно сложная. Отрабатываем таким образом: левую руку играем (сопровождение), партию правой руки поем нотами. Играем каждую руку под счет долями (именно долями на 1, 2, 3 без и).
  15. Этюд Черни "Избранные этюды под редакцией Гермера" №17. Отработка первой половины. Проучиваю различными способами отработки этюдов. Играю в медленном и среднем темпе, работаю над задачами, которые поставил преподаватель. По много раз прохожу отдельно каждую руку. 10 раз играю медленно, 11-й раз быстро и максимально быстро. Подмечаю, где спотыкаюсь. Возвращаюсь к медленному темпу и снова прохожу этот кусочек. Играю отдельно отрывками / фразами, отдельно отрабатываю переходы и перенос руки между фразами, одной рукой и двумя руками.
  16. Прочитала книгу А. Житинской "От нуля до музыканта". Не понравилась форма изложения учебного материала. Но отметила для себя план занятий, который она предлагает, почитать можно в этом посте. А также удивило, что сам педагог признает в книге, что в индивидуальных занятиях с учеником часто нет структуры. "На частных уроках результат может быть не так заметен, потому что часто нет такой четкой структуры, которую приходится делать, когда учишь по курсу.". Особенно взгляд зацепился за слово "приходится". Появились новые мысли о системе обучения взрослых.
  17. Пробежала поверхностно вторую половину рабочей тетради по Сольфеджио, Калининой за 2 класс.
  1. Гамма Фа минор в натуральном виде
  2. Гамма Фа минор в гармоническом виде
  3. Гамма Фа минор в мелодическом виде
  4. Длинное арпеджио Фа минор
  5. Короткое арпеджио Фа минор
  6. Аккорды Фа минор
  7. Хроматическая гамма До мажор
  8. Гамма До мажор в прямом движении пунктирным ритмом
  9. Двойные ноты. Упражнения на двойные терции по белым клавишам. Переход на легато 1-3/2-4/3-5. И упражнение с одной нотой из терции на легато, второй нотой - короткое нон-легато. Сначала верхний звук в терциях ведем на легато, затем нижний звук в терциях ведем на легато.
  10. Пьеса "Мышка-глупышка", №24, Альбом ученика-пианиста, 1 класс, Королькова. Наизусть.
  11. Этюд Черни "Избранные этюды под редакцией Гермера" №17 - разучиваю первую половину.
  12. Ганон 4, 5, 6, 7, 8 - в медленном темпе на координацию
  13. Ганон 1 - в быстром темпе под метроном
  14. Тетрадь Сольфеджио Калининой 2 класс, первая половина.
  15. Характерные интервалы
  16. Разрешение: терции, кварты, квинты, сексты.
  17. Тритоны. Разрешение тритонов.
  18. Строение хроматической мажорной и минорной гаммы
  19. Читаю Нейгауза "Об искусстве фортепианной игры"
13-19 янв (3-я неделя)
  1. Гамма Соль минор в натуральном виде
  2. Гамма Соль минор в гармоническом виде
  3. Гамма Соль минор в мелодическом виде
  4. Длинное арпеджио Соль минор
  5. Короткое арпеджио Соль минор
  6. Аккорды Соль минор
  7. Гамма До мажор триолями
  8. Пьеса "Осенний напев", №34, Альбом ученика-пианиста, 1 класс, Королькова. Наизусть.
  9. Этюд Черни "Избранные этюды под редакцией Гермера" №20
  10. Гармония. Полный, Автентический, Плагальный гармонический оборот
  11. Строение хроматической гаммы
  12. Гармонический разбор пьесы Чайковского "Утренняя молитва"
6-12 янв (2-я неделя)
  1. Гамма Ре мажор, Ля мажор, Ми мажор в натуральном виде
  2. Длинное арпеджио Ре мажор, Ля мажор, Ми мажор
  3. Короткое арпеджио Ре мажор, Ля мажор, Ми мажор
  4. Аккорды Ре мажор, Ля мажор, Ми мажор
  5. Гармония. Виды септаккордов. Обращения септаккордов. Перекрестная и круговая схема разрешения септаккордов.
1-5 янв (1-я неделя)